понедельник, 8 февраля 2016 г.

Роль воспитателя в выполнении задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста


Музыкальное воспитание-
это не воспитание музыканта,
а прежде всего воспитание человека.
В.А. Сухомлинский.

С рождения ребёнка окружает огромное количество звуков. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Музыкальное воспитание способствует развитию речи, эмоций, движений, даёт детям радость, побуждает к активности, обогащает яркими художественными впечатлениями.
В широком смысле музыкальное воспитание - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании - это воспитание Человека.
В более узком смысле музыкальное воспитание - это развитие способности к восприятию музыки.
Музыкальное воспитание стимулирует и корректирует естественное развитие ребенка, поскольку под влиянием чувств удовольствия и радости, возникших в контакте с музыкой, растет напряженность и активность психических процессов. Творческие музыкальные задания способствуют возникновению поисковой деятельности ребенка, требующей умственной активности.

Гуманизация образования, которой в последнее время уделяют большое внимание, предполагает особое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Очень важно пробудить интерес к познанию. Музыка способствует познанию и оценке действительности, вызывает эстетическое наслаждение, эмоции и мысли, активизирует творческие способности, двигательные реакции.
Музыкальное воспитание в детском саду является одним из важнейших воспитательных средств. Чтобы проводить работу по музыкальному воспитанию целенаправленно и углубленно, за неё должен нести ответственность не только музыкальный руководитель, но и воспитатели.
Основные цели и задачи музыкального воспитания в детском саду следующие:
Вторая группа раннего возраста:                                                       
·       воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.
Младшая группа:
·       воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку;
·       познакомить  с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Способствовать развитию музыкальной памяти.
·       формировать умение чувствовать характер музыки (весёлый, бодрый, спокойной), эмоционально на неё реагировать.
Средняя группа:
·       продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание её слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений;
·       обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.
Старшая группа:
·       продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на неё;
·       формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой;
·       продолжать развивать музыкальные способности детей;
·       способствовать развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах; творческой активности детей.
Подготовительная к школе группа:
·       продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус;
·       продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера;
·       способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку;
·       обучать игре на детских музыкальных инструментах;
·       знакомить с элементарными музыкальными понятиями.
Какова же роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста?
 Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги должны понимать ее значение для всестороннего развития личности и быть ее активным проводником в жизнь детей.
Воспитатель обязан:
·       развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулках, утренней гимнастике, во время образовательной деятельности), содействовать тому, чтобы дети выражали свои музыкальные впечатления в творческих играх;
·       развивать музыкальный слух, чувство ритма детей в процессе проведения музыкальных дидактических игр;
·       углублять музыкальные впечатления детей путем слушания аудиозаписей;
·       знать программные требования по музыкальному воспитанию, репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях.


Музыкальный уголок.
Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона).
Музыкальный уголок – это место, где дети познают музыку и её красоту. Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и спосбствует развитию воображения, эмоциональности, мышления, речи детей.
Требования к музыкальному уголку:
  соответствие возрасту, требованиям Программы, ФГОС;
  удобное расположение, доступность;
  наличие технических средств (музыкальный центр, магнитофон и т.д.) и музыкального материала;
  наличие иллюстративного материала для ознакомления детей с разными видами музыкальных инструментов;
  разнообразие детских музыкальных и шумовых инструментов;
  эстетичность оборудования и самого уголка;
  безопасность оборудования и материалов;
  разнообразие дидактических игр по разным видам музыкальной деятельности и их соответствие возрастным особенностям детей;
  наличие портретов известных музыкантов в соответствии с программой;
  креативность (творчество) педагогов в дизайне уголка.

Важно, чтобы музыкальный уголок находился в освещенном, легкодоступном для детей месте. Кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.

Виды музыкальной деятельности в соответствии с ФГОС.
Ранний возраст (2-3 года):
1. Слушание
2. Пение
3. Музыкально-ритмические движения
Младший и средний дошкольный возраст (3- 5 лет):
1. Слушание
2. Пение
3. Песенное творчество
4. Музыкально-ритмические движения
5. Игра на детских музыкальных инструментах
6. Развитие танцевально-игрового творчества.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет):
1. Слушание
2. Пение
3. Песенное творчество
4. Музыкально-ритмические движения
5. Танцевальное творчество
6. Игра на детских музыкальных инструментах
7. Музыкально-игровое творчество.

Примерный музыкальный репертуар по каждой возрастной группе указан в Программе дошкольного образования.

Воспитатель должен осуществлять музыкальное воспитание, используя все формы работы: пение, слушание музыки и музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах. Навыки для такой работы воспитатель получает благодаря общению с музыкальным руководителем на различных консультациях, участию в проведении практикумов и т.д.
Слушание музыки может происходить во всех режимных моментах. Утром рекомендуется включать солнечную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон можно воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. Пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
Утренняя гимнастика, занятия физкультурой, рисованием, лепкой также могут сопровождаться музыкой.
 Одним из важных средств развития самостоятельной музыкальной деятельности являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны. Только в этом случае они становятся возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
Музыкально-дидактические игры планируются и проводятся следующим образом. Один раз в месяц дети знакомятся с новой музыкально-дидактической игрой. Воспитатель в течение месяца планирует её проведение не реже одного раза в неделю. Помимо этого раз в неделю планируется знакомая детям музыкально-дидактическая игра под руководством воспитателя. Музыкально-дидактические игры организуются в утренние и вечерние часы, на прогулке (в тёплое время года), во время оод по развитию речи, во время праздников и развлечений, в свободной деятельности детей.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.
Особый интерес детей дошкольного возраста вызывают сказки-шумелки.
Они являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии.
Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:
1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада. Станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности зависит от компетентности взрослого, его доброжелательности, заинтересованного отношения к детям. Ребёнок и взрослый должны действовать вместе – им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде.

 "Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка.
Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления".

В. А. Сухомлинский

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Если у вас возникли какие-то вопросы, пожелания, можете оставить комментарий.
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё Имя или Ник.
- Нажмите "Продолжить" и напишите всё, что хотели.
- Нажмите "Публикация".