Музыкальное воспитание-
это не воспитание музыканта,
а прежде всего воспитание человека.
В.А. Сухомлинский.
С рождения ребёнка окружает огромное количество звуков. Музыка
вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства.
Музыкальное воспитание способствует развитию речи, эмоций, движений, даёт детям
радость, побуждает к активности, обогащает яркими художественными
впечатлениями.
В широком смысле музыкальное воспитание - это формирование
духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта,
развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных
явлений. В таком понимании - это воспитание Человека.
В более узком смысле музыкальное воспитание - это развитие
способности к восприятию музыки.
Музыкальное воспитание стимулирует и корректирует
естественное развитие ребенка, поскольку под влиянием чувств удовольствия и
радости, возникших в контакте с музыкой, растет напряженность и активность
психических процессов. Творческие музыкальные задания способствуют
возникновению поисковой деятельности ребенка, требующей умственной активности.
Гуманизация образования, которой в последнее время уделяют
большое внимание, предполагает особое внимание к развитию творческих
способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Очень важно пробудить
интерес к познанию. Музыка способствует познанию и оценке действительности,
вызывает эстетическое наслаждение, эмоции и мысли, активизирует творческие
способности, двигательные реакции.
Музыкальное воспитание в детском саду является одним из
важнейших воспитательных средств. Чтобы проводить работу по музыкальному
воспитанию целенаправленно и углубленно, за неё должен нести ответственность не
только музыкальный руководитель, но и воспитатели.
Основные цели и задачи музыкального воспитания в детском
саду следующие:
Вторая группа раннего возраста:
·
воспитывать интерес к музыке, желание слушать
музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.
Младшая группа:
·
воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость
на музыку;
·
познакомить
с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Способствовать
развитию музыкальной памяти.
·
формировать умение чувствовать характер музыки
(весёлый, бодрый, спокойной), эмоционально на неё реагировать.
Средняя группа:
·
продолжать развивать у детей интерес к музыке,
желание её слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии
музыкальных произведений;
·
обогащать музыкальные впечатления,
способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.
Старшая группа:
·
продолжать развивать интерес и любовь к музыке,
музыкальную отзывчивость на неё;
·
формировать музыкальную культуру на основе
знакомства с классической, народной и современной музыкой;
·
продолжать развивать музыкальные способности
детей;
·
способствовать развитию навыков пения, движений
под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах;
творческой активности детей.
Подготовительная к
школе группа:
·
продолжать приобщать детей к музыкальной
культуре, воспитывать художественный вкус;
·
продолжать обогащать музыкальные впечатления
детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного
характера;
·
способствовать дальнейшему формированию
певческого голоса, развитию навыков движения под музыку;
·
обучать игре на детских музыкальных инструментах;
·
знакомить с элементарными музыкальными
понятиями.
Какова же роль воспитателя в процессе музыкального воспитания
детей дошкольного возраста?
Воспитывая ребенка
средствами музыки, педагоги должны понимать ее значение для всестороннего
развития личности и быть ее активным проводником в жизнь детей.
Воспитатель обязан:
·
развивать самостоятельность, инициативу детей в
исполнении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулках,
утренней гимнастике, во время образовательной деятельности), содействовать
тому, чтобы дети выражали свои музыкальные впечатления в творческих играх;
·
развивать музыкальный слух, чувство ритма детей
в процессе проведения музыкальных дидактических игр;
·
углублять музыкальные впечатления детей путем
слушания аудиозаписей;
·
знать программные требования по музыкальному
воспитанию, репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального
руководителя на музыкальных занятиях.
Музыкальный уголок.
Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями
с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с
музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием.
Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания
специальной предметно-развивающей среды. Для развития самостоятельной
музыкальной деятельности детей большое значение имеет музыкальный уголок в
группе (музыкальная зона).
Музыкальный уголок – это место, где дети познают музыку и её
красоту. Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в
мир музыки и расширить представления о ней, но и спосбствует развитию воображения,
эмоциональности, мышления, речи детей.
Требования к музыкальному уголку:
соответствие
возрасту, требованиям Программы, ФГОС;
удобное
расположение, доступность;
наличие
технических средств (музыкальный центр, магнитофон и т.д.) и музыкального
материала;
наличие
иллюстративного материала для ознакомления детей с разными видами музыкальных
инструментов;
разнообразие
детских музыкальных и шумовых инструментов;
эстетичность
оборудования и самого уголка;
безопасность
оборудования и материалов;
разнообразие
дидактических игр по разным видам музыкальной деятельности и их соответствие
возрастным особенностям детей;
наличие
портретов известных музыкантов в соответствии с программой;
креативность
(творчество) педагогов в дизайне уголка.
Важно, чтобы музыкальный уголок находился в освещенном,
легкодоступном для детей месте. Кроме того, он должен быть по возможности
изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют
сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность
не должна мешать другим занятиям дошкольников.
Виды музыкальной
деятельности в соответствии с ФГОС.
Ранний возраст (2-3
года):
1. Слушание
2. Пение
3. Музыкально-ритмические движения
Младший и средний
дошкольный возраст (3- 5 лет):
1. Слушание
2. Пение
3. Песенное творчество
4. Музыкально-ритмические движения
5. Игра на детских музыкальных инструментах
6. Развитие танцевально-игрового творчества.
Старший дошкольный
возраст (5-7 лет):
1. Слушание
2. Пение
3. Песенное творчество
4. Музыкально-ритмические движения
5. Танцевальное творчество
6. Игра на детских музыкальных инструментах
7. Музыкально-игровое творчество.
Примерный музыкальный репертуар по каждой возрастной группе указан
в Программе дошкольного образования.
Воспитатель должен осуществлять музыкальное воспитание,
используя все формы работы: пение, слушание музыки и музыкально-ритмические
движения, игру на музыкальных инструментах. Навыки для такой работы воспитатель
получает благодаря общению с музыкальным руководителем на различных
консультациях, участию в проведении практикумов и т.д.
Слушание музыки может происходить во всех режимных моментах.
Утром рекомендуется
включать солнечную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Для расслабления,
снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в
дневной сон можно воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической
и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест
листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов,
журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Пробуждению
детей после дневного сна поможет
тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из
состояния полного покоя к активной деятельности.
Утренняя гимнастика, занятия
физкультурой, рисованием, лепкой также могут сопровождаться музыкой.
Одним из важных
средств развития самостоятельной музыкальной деятельности являются
музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной
деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми
впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к
восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая
ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком
путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны,
интересны. Только в этом случае они становятся возбудителем желания у детей
петь, слушать, играть, танцевать.
Музыкально-дидактические игры планируются и проводятся
следующим образом. Один раз в месяц дети знакомятся с новой
музыкально-дидактической игрой. Воспитатель в течение месяца планирует её
проведение не реже одного раза в неделю. Помимо этого раз в неделю планируется
знакомая детям музыкально-дидактическая игра под руководством воспитателя. Музыкально-дидактические
игры организуются в утренние и вечерние часы, на прогулке (в тёплое время
года), во время оод по развитию речи, во время праздников и развлечений, в
свободной деятельности детей.
В процессе игр дети не только приобретают специальные
музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности,
в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Все дидактические игры
способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти,
сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке
собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы,
способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.
Особый интерес детей дошкольного возраста вызывают
сказки-шумелки.
Они являются весёлыми и эффективными упражнениями для
слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и
фантазии.
Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие
ребёнка:
1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах,
звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается
положительными эмоциями.
2. Звукоподражание на различных шумовых и детских
инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками
способствует развитию творческой фантазии.
3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого
и детей формирует навыки общения.
4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно
слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие
оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и
ритмы.
6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества.
Развивается выдержка.
Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки,
полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада. Станет
ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей
деятельности зависит от компетентности взрослого, его доброжелательности,
заинтересованного отношения к детям. Ребёнок и взрослый должны действовать вместе
– им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде.
"Музыка - могучий источник мысли. Без
музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка.
Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы
облагораживаем его мысли, стремления".
В. А. Сухомлинский
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Если у вас возникли какие-то вопросы, пожелания, можете оставить комментарий.
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё Имя или Ник.
- Нажмите "Продолжить" и напишите всё, что хотели.
- Нажмите "Публикация".
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.