В 2013-2014
учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на
развитие речи детей 3-4 лет».
Возраст от 3 до
4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача
педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь
им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим
источником развития выразительности детской речи являются
произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные
формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы,
поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное,
познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет
знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать
художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность
использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития
речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм
произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с
ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо
воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому
дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное
творчество - неоценимое богатство каждого народа,
выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его
способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только
овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается
к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
В течение года
большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными,
считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными
возможностями детей. Деятельность детей была организована с учётом интеграции
образовательных областей.
В ходе работы
над темой самообразования мною была собрана картотека загадок. Известно, что загадки
обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка –
одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой,
образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или
явлений.
Знакомство с потешками
начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной
беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.
Перед сном дети
моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник
детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу,
позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни
обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об
окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и
привлекают своим внешним видом.
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на
2013-2014 учебный год
Этапы работы
по
самообразованию |
Деятельность
|
1.
Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание
необходимости в знаниях, постановка целей и задач.
|
Цель работы по
самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей
с помощью произведений русского фольклора, развить творческие,
познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного
творчества.
|
2.
Планирование работы по самообразованию.
|
Планирование
работы по следующим разделам:
-изучение
методической литературы;
-работа с
детьми;
-работа с
семьёй;
-самореализация.
|
3.
Теоретическое изучение проблемы.
|
Изучение
литературы по теме:
1. Бабурина
Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Князева
О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод.
пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
3. Козырева
Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет.
М., 2005.
|
4.
Практическая деятельность
|
Досуг «Вечер
загадок».
Инсценирование
русской народной сказки «Теремок».
Развлечение
«Широкая Масленица»
Игровая
деятельность «Поиграем с пальчиками».
Досуг
«Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
«Посиделки»
(творческий вечер с участием родителей)
Семейный
конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
Консультация
для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи
детей 3-4 лет».
Открытое
занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество.
Потешки»
Выступление на
педсовете по изученной теме.
Отчёт по теме
самообразования.
|
5.
Подведение итогов самообразования.
|
В результате
работы по теме самообразования
- у большинства
детей повысился интерес к устному народному творчеству;
-обогатилась
устная речь;
-развились
фантазия и воображение;
-у родителей
сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и
социально-психологического климата для полноценного развития ребенка;
-расширились
представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи
ребёнка.
|
помогите с отчётом на тему формирование навыков личной гигиены через театрально игровую деятельность
ОтветитьУдалить