вторник, 14 мая 2013 г.

Конспект нод по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему "Чудо-чудное, диво-дивное!" (русские народные игрушки)

Тема: Чудо-чудное, диво-дивное! (русские народные игрушки)
Программное содержание: познакомить с разнообразием русских народных игрушек, учить детей различать игрушки, знать характерные особенности разных промыслов, воспитывать добрые  нежные чувства к русскому народному творчеству, желание научиться рисовать народные игрушки.
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, художественное творчество.
Материалы: матрёшки, дымковские, филимоновские игрушки или их изображения, силуэты игрушек, вырезанные из бумаги, гуашь, кисточки образцы узоров, платок, игрушка Буратино.
Ход:
1. Организационный момент.
В гости приходит Буратино.
2. Основная часть. 
Буратино интересуется игрушками народного промысла. В них он не разбирается и просит ребят помочь ему узнать побольше о русских народных игрушках.
-Хорошо, Буратино, оставайся с нами и ты всё узнаешь о русских народных игрушках.
Филимоновская игрушка.
Есть под Тулой деревенька
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою 
Сердце согревало
И чтоб сказка никогда 
Нас не покидала.


Филимоновская игрушка - самая древняя в нашей стране. О ней впервые упоминалось 700 лет назад. Первыми филимоновскими игрушками были свистульки. В них свистели для отпугивания нечистой силы.
Изготавливали свистульки в виде птиц, барышень в селе Филимоново из глины чёрного цвета. Такой глины не добывают больше нигде в России, да и в других странах тоже.
Особенность: игрушки имеют вытянутую форму, т.к. игрушки из сырой глины имеют свойство осаживаться и их приходится то и дело вытягивать, пока игрушка сохнет. После обжига глина становится белоснежной. Роспись ведётся не кисточкой, а гусиным пером. Элементы росписи: ёлочки, цветные полоски, "звёздочки".
Дымковская игрушка.
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё кругом,
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо-сказки,
И лепили там из глины
Всё игрушки непростые,
А волшебно-расписные,
Белоснежны как берёзки
Кружочки, чёрточки, полоски - 
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не силах взор. 


В селе Дымково, что стоит на берегу реки Вятки также добывали глину, только не чёрную, а красную. Заготавливали глину летом, а игрушки лепили зимой. Весной вывозили их на ярмарку и продавали там.
Дымковская роспись состоит из 5 элементов:
круг,
прямая линия,
волнистая линия,
точки, 
клетки.





Матрёшка.
-А теперь, ребята, отгадайте загадку:

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут в друг дружке,
А всего одна игрушка!
Что же это за подружка?
                    (Матрёшка)
Как же изготавливают матрёшку? Сначала матрёшку вытачивают из дерева на токарном станке. Затем поверхность зачищают, грунтуют для того, чтобы краски не расплывались. Изделие высушивают, а затем расписывают. Матрёшку украшают цветами. 
Русская народная игра "Жмурки на местах".
А теперь давайте поиграем в русскую народную игру "Жмурки на местах".
Давайте выберем жмурку с помощью считалочки:
Белки зайцев угощали,
Им морковку подавали,
Все орешки сами съели,
А тебе водить велели.
Жмурку ставят посередине комнаты, завязывают глаза, поворачивают вокруг себя.
Играющие спрашивают:
-Где стоишь?
-На мосту.
-Что продаёшь?
-Квас.
-Ищи три года нас!
Дети расходятся и не сходят со своих мест. Можно приседать, вставать на колени. Найденный становится жмуркой, когда водящий узнаёт его.
Роспись игрушек.
Предложить детям выбрать силуэт любой игрушки и расписать его соответствующим образом.
Самостоятельная работа.
Индивидуальная помощь.
3. Заключительная часть.
Ребята, что сегодня вы узнали нового? Что больше всего понравилось?
Буратино тоже многое сегодня узнал об игрушках и теперь может отличить филимоновскую игрушку от дымковской. 

При составлении конспекта занятия было использовано пособие О.А. Соломенниковой "Радость творчества".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Если у вас возникли какие-то вопросы, пожелания, можете оставить комментарий.
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё Имя или Ник.
- Нажмите "Продолжить" и напишите всё, что хотели.
- Нажмите "Публикация".

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.