суббота, 11 мая 2013 г.

Консультация для родителей: "Как определить готовность ребёнка к школе"

Психофизиологическая готовность к школе - это отнюдь не умение читать и считать. Чтобы узнать готов ли ребёнок к школьной жизни, ответьте на следующие вопросы с помощью предлагаемых заданий.

1. Есть ли у ребёнка желание учиться?
  • Как это узнать?
Сочините с ребёнком небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет желание пойти в школу. 
Один из них говорит: "Я иду в школу, потому что мне уже 6 (7) лет, а в этом возрасте все идут в школу".
Второй: "Я хочу в школу, потому, что мне нравится учиться, узнавать всё новое".
Третий: "Я хочу в школу, потому что там много ребят и с ним очень весело играть на переменах".
Четвёртый: "Я хочу в школу, потому что хочу быть большим".
Пятый: "Я хочу в школу, потому что там меня многому научат, и когда я вырасту, я смогу стать кем захочу".
Шестой: "Я хочу в школу, потому что там ставят пятёрки". 


А потом спросите у будущего первоклассника: а как он считает, почему надо идти в школу? У него может быть несколько соображений по этому поводу, но если среди них нет учебно-познавательного мотива, то в в школу ему идти ещё рано.

2. Может ли ребёнок выполнять требования учителя, действовать по правилам и контролировать свои действия?
  • Как это узнать?
Поиграйте с ребёнком в игру "Да и нет не говорите, чёрное и белое не берите". Задавайте вопросы, на которые хочется ответить "да" или "нет", "чёрный" или "белый",  например: "Ты любишь играть?", "У тебя есть собака?", "Какого цвета снег?", "Какого цвета земля?" и т.д. Вопросов должно быть не более 10.

Если ребёнок успешно справляется с заданием, отвечает без ошибок, значит уровень самоконтроля достаточно высок.

3. Развита ли у ребёнка речь?
  • Как это узнать?
Попросите ребёнка пересказать небольшой рассказ или составить историю по картинкам на один сюжет. Картинок должно быть не очень много (не более 7).
По тому как ребёнок рассказывает, можно оценить его умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также умение придерживаться сюжетной линии рассказа.

Примеры картинок:



4. Развит ли у ребёнка фонематический слух?
  • Как это узнать?
Поиграйте с ребёнком в игру "Назови лишнее слово". Вы говорите какое-либо слово несколько раз (с интервалом одно слово в секунду), вставляя  в поток слов похожее слово. Задача ребёнка вычленить лишнее слово.
Например:
Голос, голос, голос, волос, голос, голос, голос, голос.
Киска, киска, киска, киска, миска, киска, киска, киска.
Кора, кора, кора, гора, кора, кора, кора, кора, кора.

Поиграйте в игру "Назови звуки". Взрослый просит назвать первый и последний звук в словах. Слова предлагаются различные по составу: в которых первый и последний звук согласные (полёт, квас), первый звук согласный, последний - гласный (лампа, рука), первый звук гласный, последний - согласный (ананас, енот), первый и последний звуки - гласные (окно, афиша). 

Если ребёнок ошибается, не замечает своих ошибок, очевидно, что его фонематический слух пока не развит.

5. Умеет ли ребёнок выполнять логические операции?
  • Как это узнать?
Попросите его закончить предложения: 
"Прошёл дождь, поэтому ..."
"На улице светит солнце, значит ..."
и т.д.

Поиграйте в игру "Четвёртый лишний". Из предложенных ниже слов (или картинок) нужно выбрать лишнее:
Река, озеро, море, мост.
Кукла, песок, юла, мяч.
Стол, ковёр, стул, диван.
Бусы, платье, кофта, брюки.
И т.д.

Игра "Аналогии". Называют три слова. Два первых из них - пара. От ребёнка требуется подобрать к третьему слову пару по аналогии с первой парой. 
Например:
День - ночь, зима - ... .
Глаз - зрение, ухо - ... .
Часы - время, термометр - ... .

Если ребёнок справляется со всеми заданиями, значит словесно - логическое мышление у него уже сформировано.

6. Достаточно ли у ребёнка развита мелкая моторика и зрительно - моторная координация?
  • Как это узнать?
Это можно увидеть по тому, как ребёнок владеет карандашом, ножницами, насколько успешно он перерисовывает узоры. Предложите ребёнку раскраску для раскрашивания цветными карандашами или дайте задание скопировать какой-либо узор, вырезать фигуру из бумаги. 

Если ребёнок хорошо справился с заданиями, значит моторика рук развита достаточно.
***
Если у ребёнка все вышеперечисленные навыки есть, он легко справится с требованиями школьной программы. Если навыки пока не сформированы, займитесь развивающими играми.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Если у вас возникли какие-то вопросы, пожелания, можете оставить комментарий.
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё Имя или Ник.
- Нажмите "Продолжить" и напишите всё, что хотели.
- Нажмите "Публикация".