вторник, 15 января 2013 г.

Доклад для воспитателей по теме самообразования: "Формирование основ педагогического мастерства"


Педагогу для успешной профессиональной деятельности важно овладеть педагогическим мастерством. Определений педагогического мастерства много. В самом общем значении — это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения.  В основе мастерства —  сплав личной культуры, знаний и кругозора воспитателя с педагогической техникой и передовым опытом. Чтобы овладеть мастерством, надо многое знать и уметь. Нужно знать теорию, уметь пользоваться эффективными технологиями учебно-воспитательного процесса, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать проектировать процесс заданного уровня и качества.
Слагаемых педагогического мастерства немало. Оно, прежде всего, выражается в умении так организовать образовательный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний. Для себя я избрала путь к вершинам педагогического мастерства, складывающийся из следующих этапов: наблюдение за работой опытных педагогов, постоянное самообразование, изучение специальной литературы, использование ресурсов интернета, помогающих познакомиться с опытом работы в детских садах нашей страны, самоанализ.
Одним из важнейших показателей мастерства является умение активизировать воспитанников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. 
Воспитатель, не владеющий мастерством, как бы навязывает знания, не требуя рассуждения. Воспитатель-мастер умеет сделать корень познания не горьким, а сладким. Задача воспитателя — найти положительные эмоции в самом процессе воспитания и обучения. Я стараюсь чередовать методы работы, возбуждать активность воспитанников, руководствуюсь правилом: «Нельзя повторяться, нужно постоянно находить новые оригинальные способы общения с воспитанниками»
Важный элемент педагогического мастерства — высокий уровень педагогической техники. Педагогическая техника — это комплекс знаний, умений и навыков, необходимых воспитателю для того, чтобы эффективно применять на практике избранные им методы педагогического сотрудничества. Владение педагогической техникой требует специальных знаний по педагогике и психологии и особой практической подготовки. Прежде всего, мне предстоит овладеть искусством общения с детьми: научиться выбирать нужный тон и стиль общения с ними. В отношениях с детьми важна простота и естественность. Мастер не разговаривает с ними ни искусственным, ни назидательным, ни панибратским тоном. Процитирую слова Макаренко А.С.: «Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребёнка. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать  о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Но нельзя просто играть сценически, внешне. Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда»  с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса». Я в свою очередь осознаю, что мне потребуется много времени, терпения, усилий для овладения педагогическим искусством.
Чувство темпа также присуще педагогу. Одна из причин многих ошибок состоит в том, что педагоги плохо соразмеряют темп действий, педагогических решений: они или спешат или опаздывают, а это в любом случае снижает эффективность педагогического решения. Этому мне также предстоит  учиться.
Большую группу умений и навыков педагогической техники составляют приёмы выразительного показа воспитателем своего субъективного отношения к  тем или иным действиям воспитанников или проявлению ими моральных качеств. Педагог не должен быть равнодушным. Я радуюсь хорошим поступкам воспитанников, огорчаюсь плохим. Мои переживания, как мне кажется, воспринимаются детьми как  оценка их действий. В этом смысле приходится быть актрисой, чтобы правильно влиять на воспитанников.
Педагогическое общение — установление контакта с детьми. Его можно определить и как профессиональное взаимодействие педагога с воспитанниками, направленное на установление доверительных отношений между ними. Кроме главного оружия педагога — слова, в моём  арсенале—целый набор невербальных (неречевых) средств общения. Роль играют поза, мимика, жесты, взгляд, осанка. Дети очень чувствительны к взгляду воспитателя. Заметила, что когда моё лицо неприветливо, воспитанники  чувствуют дискомфорт, эффективность работы снижается. Приходится работать над своей речью, регулировать эмоциональное состояние, сдерживать негативные проявления, т.е.  заниматься самовоспитанием, самосовершенствованием.
Сейчас я нахожусь в начале  нелёгкого пути: мне бывает трудно организовывать детей, успевать видеть всех и каждого во время образовательной деятельности, предвидеть поступки отдельных детей, быть строгой, требовательной, внимательной ко всем. Мне предстоит научиться  обдуманно использовать каждую минуту, проведённую с детьми, развивать профессиональные качества.  Я стараюсь приглядываться  и прислушиваться к более опытным воспитателям, пользуюсь материалами из интернета, педагогической литературой. Считаю, что от мастерства в нашей профессии зависит всё. А само мастерство — результат длительного и упорного труда педагога над собой. 

3 комментария:

  1. Спасибо за интересную статью

    ОтветитьУдалить
  2. Сообщение, что я читал и посмотреть на ваш блог очень информативен и доброжелателен, сделал большую работу, и я давая 10 декабря номеров к нему, держать его продолжить и, надеюсь, сделает работу труднее сделать информативный и интересный пост этого блога
    http://www.earnmoney.pk/

    ОтветитьУдалить
  3. большое спасибо, очень нужная информация!!!!

    ОтветитьУдалить

Если у вас возникли какие-то вопросы, пожелания, можете оставить комментарий.
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё Имя или Ник.
- Нажмите "Продолжить" и напишите всё, что хотели.
- Нажмите "Публикация".