воскресенье, 8 апреля 2018 г.

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»


Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями. Как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ.
К.Д. Ушинский
Актуальность выбранной темы
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для осуществления духовно-нравственного воспитания ребёнка. Конечно, первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Именно в семье у ребёнка начинает формироваться отношение к окружающему миру, другим людям, любовь к родным. Задача взрослых—указать направление развития и помочь развить высокие нравственные качества у ребёнка.
Ребёнок 3-4 лет становится способен сочувствовать, сопереживать. Развитие наглядно-образного мышления служит основой для формирования представлений о последствиях того или иного поступка. Кроме этого, наглядно-образное мышление позволяет детям удерживать в сознании представления о правилах поведения.
Художественное слово – хороший помощник в формировании правильных установок в поведении ребёнка. С помощью сказок ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, у маленького человека начинает складываться представление о добре и зле. Не только сказки, но и рассказы, стихи могут помочь в воспитании духовно-нравственной личности.
Воспитателям, также как и родителям, важно осознавать, насколько велико значение чтения ребёнку художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанных произведений. Ведь зачастую правильно подобранные произведения помогают формированию у детей представлений о том, как нужно заботиться о своих близких, как дружить, как быть вежливым и т.д.
Цель работы по теме самообразования:   способствовать формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством чтения художественных произведений.
Задачи:
- проанализировать методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;
- подобрать художественную литературу, способствующую духовно-нравственному воспитанию детей;
- развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, учить давать оценку своему поведению;
- вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.
План работы на год
Раздел
Сроки
Содержание работы
Практические выходы
Изучение методической литературы
Сентябрь - май
1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003.
2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет, Екатеринбург, 1996.
3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет, Москва, 1992.
4. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008.
5. Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольника. Москва, 1998.
6. Интернет-ресурсы.
Анализ изученной литературы.
Работа с детьми
Октябрь-май
Чтение детям книг, нравственные беседы о прочитанном.
Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).
Ноябрь
Чтение произведений о Родине, родном крае, обсуждение прочитанного.
Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).
Январь
Чтение произведений о дружбе, беседы по прочитанному.
Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).
Февраль
Изучение правил поведения по книге А.Усачёва «Уроки вежливости».
Чтение и беседы по книге А.Усачёва «Уроки вежливости».
Март
Подготовка к проведению досуга.
Досуг «Сказочная страна»
Апрель
Подготовка к открытому занятию: составление конспекта, подбор наглядного материала.
Открытое занятие на тему «В гостях у сказки».
Работа с семьёй
Сентябрь
Выявить отношение к чтению в семье, знания родителей о возможностях воспитания с помощью детской художественной литературы.
Анкетирование «Воспитание с помощью книг»
Октябрь
Консультация для родителей «Сказка – ложь, да в ней намёк…»
Папка-передвижка в родительском уголке.
Ноябрь
Индивидуальная работа с родителями.
Практические советы «Как подружить ребёнка с книгой».
Январь
Подготовка к круглому столу: сбор информации по теме, составление конспекта, подготовка буклетов.
Круглый стол «Книга – лучший воспитатель»
Март
Сбор информации, подготовка памяток.
Памятки «Что читать дошколятам?»
Май
Подготовка отчёта о проделанной работе за учебный год.
Презентация для родителей (на родительском собрании) «Мы читали, мы читали, очень многое узнали!»
Самореализация
Сентябрь
Составление плана работы, подготовка списка литературы по духовно-нравственному воспитанию детей, составление картотеки нравственно-этических бесед.
План работы по самообразованию, список художественной литературы для чтения детям, картотеки нравственно-этических бесед.
Ноябрь
Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
Выступление на педсовете.
Февраль
Подготовка мастер-класса для педагогов на тему «Чему учат сказки?»
Выступление на семинаре-практикуме.
Май
Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования.
Выступление на итоговом педсовете.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Если у вас возникли какие-то вопросы, пожелания, можете оставить комментарий.
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё Имя или Ник.
- Нажмите "Продолжить" и напишите всё, что хотели.
- Нажмите "Публикация".

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.