Не условным звукам
только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из
родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить
ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей,
с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями. Как не мог
бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную
поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие
логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить
ребенку ни один философ.
К.Д. Ушинский
Актуальность выбранной темы
Духовно-нравственное воспитание – это формирование
ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое
развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости,
ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и
мыслям человека.
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для
осуществления духовно-нравственного воспитания ребёнка. Конечно, первые уроки
нравственности ребёнок получает в семье. Именно в семье у ребёнка начинает
формироваться отношение к окружающему миру, другим людям, любовь к родным.
Задача взрослых—указать направление развития и помочь развить высокие
нравственные качества у ребёнка.
Ребёнок 3-4 лет становится способен сочувствовать,
сопереживать. Развитие наглядно-образного мышления служит основой для
формирования представлений о последствиях того или иного поступка. Кроме этого,
наглядно-образное мышление позволяет детям удерживать в сознании представления
о правилах поведения.
Художественное слово – хороший помощник в формировании
правильных установок в поведении ребёнка. С помощью сказок ребёнок познаёт мир
не только умом, но и сердцем, у маленького человека начинает складываться
представление о добре и зле. Не только сказки, но и рассказы, стихи могут
помочь в воспитании духовно-нравственной личности.
Воспитателям, также как и родителям, важно осознавать,
насколько велико значение чтения ребёнку художественной литературы, обсуждение
с детьми прочитанных произведений. Ведь зачастую правильно подобранные
произведения помогают формированию у детей представлений о том, как нужно
заботиться о своих близких, как дружить, как быть вежливым и т.д.
Цель работы по теме
самообразования: способствовать формированию духовно-нравственных
качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством чтения художественных произведений.
Задачи:
- проанализировать методическую литературу, другие источники
и повысить свой уровень знаний по данной теме;
- подобрать художественную литературу, способствующую
духовно-нравственному воспитанию детей;
- развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать
поступки литературных героев, учить давать оценку своему поведению;
- вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном
направлении.
План работы на год
Раздел
|
Сроки
|
Содержание работы
|
Практические выходы
|
Изучение методической литературы
|
Сентябрь - май
|
1. Алябьева Е.А.
Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера,
Москва, 2003.
2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А.
Весёлый этикет, Екатеринбург, 1996.
3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О.
Ступени общения: от года до семи лет, Москва, 1992.
4. Петрова В.И., Стульник Т.Д.
Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008.
5. Торшилова Е.М. Шалун или мир
дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольника. Москва,
1998.
6. Интернет-ресурсы.
|
Анализ изученной литературы.
|
Работа с детьми
|
Октябрь-май
|
Чтение детям книг, нравственные
беседы о прочитанном.
|
Литературная гостиная (в совместной
деятельности по вечерам).
|
Ноябрь
|
Чтение произведений о Родине,
родном крае, обсуждение прочитанного.
|
Литературная гостиная (в
совместной деятельности по вечерам).
|
|
Январь
|
Чтение произведений о дружбе, беседы
по прочитанному.
|
Литературная гостиная (в
совместной деятельности по вечерам).
|
|
Февраль
|
Изучение правил поведения по книге
А.Усачёва «Уроки вежливости».
|
Чтение и беседы по книге А.Усачёва
«Уроки вежливости».
|
|
Март
|
Подготовка к проведению досуга.
|
Досуг «Сказочная страна»
|
|
Апрель
|
Подготовка к открытому занятию:
составление конспекта, подбор наглядного материала.
|
Открытое занятие на тему «В гостях
у сказки».
|
|
Работа с семьёй
|
Сентябрь
|
Выявить отношение к чтению в
семье, знания родителей о возможностях воспитания с помощью детской
художественной литературы.
|
Анкетирование «Воспитание с
помощью книг»
|
Октябрь
|
Консультация для родителей «Сказка
– ложь, да в ней намёк…»
|
Папка-передвижка в родительском
уголке.
|
|
Ноябрь
|
Индивидуальная работа с
родителями.
|
Практические советы «Как подружить
ребёнка с книгой».
|
|
Январь
|
Подготовка к круглому столу: сбор
информации по теме, составление конспекта, подготовка буклетов.
|
Круглый стол «Книга – лучший
воспитатель»
|
|
Март
|
Сбор информации, подготовка
памяток.
|
Памятки «Что читать дошколятам?»
|
|
Май
|
Подготовка отчёта о проделанной работе
за учебный год.
|
Презентация для родителей (на
родительском собрании) «Мы читали, мы читали, очень многое узнали!»
|
|
Самореализация
|
Сентябрь
|
Составление плана работы,
подготовка списка литературы по духовно-нравственному воспитанию детей,
составление картотеки нравственно-этических бесед.
|
План работы по самообразованию,
список художественной литературы для чтения детям, картотеки
нравственно-этических бесед.
|
Ноябрь
|
Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание
дошкольников посредством чтения художественной литературы»
|
Выступление на педсовете.
|
|
Февраль
|
Подготовка мастер-класса для
педагогов на тему «Чему учат сказки?»
|
Выступление на семинаре-практикуме.
|
|
Май
|
Подготовка отчёта о проделанной
работе по теме самообразования.
|
Выступление на итоговом педсовете.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Если у вас возникли какие-то вопросы, пожелания, можете оставить комментарий.
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё Имя или Ник.
- Нажмите "Продолжить" и напишите всё, что хотели.
- Нажмите "Публикация".
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.