воскресенье, 26 мая 2013 г.

Отчёт по теме самообразования "Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников"

Тема самообразования на 20..- 20.. учебный год: «Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников».
Целью самообразования являлось изучение аспектов личностно-ориентированного воспитания; внедрение технологий гуманистической педагогики в личную практику.
За год работы по теме самообразования мною была изучена следующая литература:
1.     Амонашвили Ш.А. «Личностно-гуманная основа педагогического процесса»
2.     Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребёнком. Как?»
3.     Корчак Януш «Как любить детей»
4.     Никитин Б., Никитина Л. «Мы, наши дети и внуки»
5.     Снайдер М., Снайдер Р. «Ребёнок как личность»
В результате изучения литературы я сделала следующие выводы о модели личностно-ориентированного воспитания:
·  Детство — полноценный период жизни человека со своей культурой, нормами;
·  Ребенок — субъект, выбирающий свою траекторию развития;
·  Источник развития находится в самом ребенке;
·  Ребенок имеет право быть самим собой, прожить свою собственную жизнь и судьбу;
·  Главная ценность  - личность и личностное достоинство каждого;
·  Целью воспитания являются:
1) создание условий для личностного роста (становление человека как зрелой, свободной ответственной, целостной, гибкой, конструктивной личности, неповторимой и уникальной);
2) обеспечение возможности, ресурсов для максимального развития способностей и возможностей личности.
·  Между ребёнком и педагогом преобладает диалогический стиль общения.

На протяжении всего учебного года я знакомилась с работой педагогов - гуманистов  нашего детского сада, а также опытом работы педагогов нашего района. Благодаря интернету, я познакомилась с опытом работы воспитателей нашей страны, осуществляющих личностно-ориентированный подход в воспитании детей. 
В своей работе я опираюсь на правила, выработанные практикой личностно-ориентированного воспитания. Вот они:
1.    Выбирать только такие формы воспитательного процесса, которые не наносят ущерба здоровью воспитанников.
2.    Строго, но доброжелательно и терпеливо осуждать плохие поступки воспитанника.
3.    Поддерживать эмоциональное благополучие ребёнка.
4.    Формировать положительную самооценку ребёнка.
5.    Понимать, принимать, любить ребёнка доброй, но требовательной любовью.
6.    Жить интересами, переживаниями ребёнка.
7.    Следить за своим поведением, чтобы быть образцом для детей.
8.    Искренне радоваться каждому успеху своего воспитанника.
9.    Учитывать состояние и настроение воспитанника.
10.  Направлять и развивать гуманистические тенденции в семье ребёнка.
Непосредсвенно-образовательную деятельность я строила на основе модели личностно-ориентированного занятия.
Модель личностно-ориентированного занятия:
1. Первичная задача педагога: определить чему я буду учить, что воспитывать, что развивать.
2. Создание проблемной ситуации. Возникновение состояния «хочу решить проблему» у ребенка.
3. Совместное определение путей решения проблемы, выдвижение гипотез, предположений от детей.
4. Активизация субъектного опыта, его использование в процессе занятия.
5. Управлением самостоятельным поиском.
6. Совместное подведение итогов.
Кроме того я старалась придерживаться рекомендаций к проведению занятия:
1. Важно знать уровень развития каждого ребёнка, учитывать его индивидуальные особенности, корректировать психологические состояния на протяжении занятия.
2. Использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы.  (Например, в своей работе я использовала следующие формы: игровые упражнения, развивающие игры, дидактические игры, наблюдения, беседы, игровые ситуации и т.д.)
3. Создавать атмосферу заинтересованности каждого ребенка.
4. Стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
5. Использовать различные сенсорные каналы при объяснении нового материала.
6. Поощрять стремление ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе занятия разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.
7. Применять  задания, позволяющие ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала.
8. Создавать педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.
9. Использовать парную или групповую работу для развития коммуникативных умений детей.
10. Проводить с детьми рефлексию занятия (обсуждать с детьми в конце занятия не только того, что мы узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.)
11. Анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.
Организуя личностно-ориентированный подход к проведению занятий, я старалась помнить основную заповедь: воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребенка, с учетом его особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта. Ведь ребенок будет активно мыслить, высказываться, досказывать и отстаивать свое мнение только тогда, когда он воспринимается педагогом как равноправный партнер, когда не боится неправильных ответов, зная, что неправильный ответ — ступенька к новому знанию.
Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности в атмосфере, ориентированной на индивидуальность ребёнка.

1 комментарий:

  1. Наталья, Вы молодец! Побольше бы таких педагогов, которые опираются на правила, выработанные практикой личностно-ориентированного воспитания и используют в своей работе модель личностно-ориентированного занятия...
    Желаю успехов в педагогической деятельности и достойных наград!

    ОтветитьУдалить

Если у вас возникли какие-то вопросы, пожелания, можете оставить комментарий.
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё Имя или Ник.
- Нажмите "Продолжить" и напишите всё, что хотели.
- Нажмите "Публикация".