Тема: Роль загадки в воспитании дошкольника.
Цель: выяснить, какую роль играют загадки в воспитании дошкольника, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.
Актуальность темы
Человек начал придумывать загадки в
глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир
многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В
настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в
обучении и воспитании детей, в организации их досуга.
Содержание загадок отражает жизнь
человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления
природы, предметы труда, быта и др.
Воспитательные и образовательные
возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к
народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным
средством патриотического воспитания.
Разгадывание загадок является для
ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные
силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно
наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления,
мысленно их расчленять, выделять каждый
раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание
загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции,
умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и
разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что? откуда? что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.
План работы на год
Раздел
|
Сроки
|
Содержание
работы
|
Практические
выходы
|
Изучение
методической литературы
|
Сентябрь
- май
|
1. Аникин В.П. Русские народные
пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957.
2. Илларионова Ю.Г. Учите детей
отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.
3. Кудрявцева Е. Использование загадок
в дидактической игре. // Дошкольное воспитание.-1986 - №9.
4. Хмелюк М. Использование загадок
в работе с детьми. // Дошкольное воспитание – 1993 - №7
|
|
Работа
с детьми
|
Сентябрь
|
Загадки об овощах
и фруктах.
|
Дидактическая
игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».
|
Октябрь
|
Загадки о животных.
|
Вечер развлечений
«Загадки лесовичка».
|
|
Ноябрь
|
Загадки о
растениях.
|
Выставка работ
детского творчества.
|
|
Январь
|
Загадки об игрушках, сказочных героях.
|
Конкурс
загадок «В гостях у Угадайки».
|
|
Февраль
|
Составление
альбома загадок «Природа вокруг нас».
|
||
Март
|
Придумывание
загадок детьми.
|
Коллективное
оформление книги «Загадки».
|
|
Апрель
|
Дидактическая
игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».
|
||
Май
|
Непосредственно
образовательная деятельность на тему: «Отгадай загадку».
Программное содержание:
развивать ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и
воображение. Обратить внимание детей на художественно-выразительные средства
загадок. Учить рассматривать иллюстрации к загадкам. Развивать самостоятельность
и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего
мира.
|
Выставка рисунков
– работ воспитанников с изображением отгадок к народным загадкам.
|
|
Работа
с семьёй
|
Сентябрь
|
Консультация
для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка».
|
|
Октябрь
|
Папка - передвижка
«Загадки из детства».
|
||
Февраль
|
Отгадывание
загадок.
|
Семейный конкурс
«Вечер загадок».
|
|
Апрель
|
Придумывание
загадок детьми и их родителями.
|
Конкурс на лучшую
загадку, придуманную родителями совместно с детьми.
|
|
Май
|
Открытый
просмотр родителями непосредственно образовательной деятельности.
|
||
Самореализация
|
Февраль
|
Выступление на
семинаре «Влияние загадок на развитие и воспитание детей»
|
|
Май
|
Отчёт по теме
самообразования на итоговом педсовете.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Если у вас возникли какие-то вопросы, пожелания, можете оставить комментарий.
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё Имя или Ник.
- Нажмите "Продолжить" и напишите всё, что хотели.
- Нажмите "Публикация".
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.