воскресенье, 28 апреля 2013 г.

Родителям на заметку "Самооценка формируется в первые пять лет"


Именно в семье ребёнок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудача. какие отношения в семье могут влиять на формирование самооценки ребёнка?
Вот наиболее распространённые ситуации:
1. В семье, где родители требует от ребёнка беспрекословного послушания, ставят его в зависимое, подчинённое положение, у малыша быстро формируется крайне низкая самооценка.
Родителям хочется, чтобы ребёнок умел подстраиваться, не спорил со взрослыми и не конфликтовал со сверстниками, был полностью зависим от старших в повседневной жизни. Здесь в ходу выражения: "Это нельзя!", "Ты ещё слишком мал!", "Не перебивай!", "Делай, что тебе говорят" и т.д. Такие родители вполне искренне считают, что их ребёнок плох абсолютно во всём. Их наказания не содержат даже намёка на желание принять ребёнка таким, какой он есть. Ребёнок становится неуравновешенным, он перестаёт доверять окружающим, ему не хватает любви и ласки.
В школе такой ребёнок в большинстве случаев терпит неудачу как в учёбе, так и в отношениях со сверстниками. А повзрослев, он скорее всего станет несамостоятельным и неконтактным человеком.
2. Дети со средней самооценкой обычно живут в семьях, где родители занимают покровительственную, снисходительную позицию. И хотя родители достаточно терпимы, но самостоятельные действия детей вызывают у них тревогу. Они ценят своих детей не очень высоко и считают их неспособными к каким-либо достижениям и успехам.
Дети таких родителей обычно очень зависимы от того, что думают по их поводу другие люди. Хорошо, если в школе им повезёт с учителями и одноклассниками. Тогда есть вероятность, что успехи в учёбе или лидерство среди сверстников помогут повысить самооценку, придадут уверенности в своих силах. 
3. В семьях, где царят добрые, тёплые отношения, где чётко определены авторитеты и все члены семьи равноправны, у детей формируется высокая положительная самооценка.
Обычно матери удовлетворены отношениями детей с отцом. Один из родителей чаще всего принимает решения, посоветовавшись со всей семьёй.
Ребёнок видит, что родителям сопутствует успех, и тоже привыкает настойчиво решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах и поддержку со стороны близких. К школе такие дети обычно готовы, трудности в учёбе их не пугают, они открыты и дружелюбны, а значит, им опять-таки сопутствует успех и в делах, и во взаимоотношениях.
Естественно, что во взрослой жизни они тоже будут привычно ставить себе цели и добиваться их. Неудачи не выбивают их из колеи - напротив, дают возможность проверить свои силы и поработать над собой.
Конечно, эти три типа семейных отношений обозначены достаточно схематично. И всё же многие наверняка смогут отнести себя к какой-либо из этих групп.

По материалам книги В.Б. Шапарь "Занимательная психология"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Если у вас возникли какие-то вопросы, пожелания, можете оставить комментарий.
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё Имя или Ник.
- Нажмите "Продолжить" и напишите всё, что хотели.
- Нажмите "Публикация".