Тема: Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству.
Цель работы по самообразованию: расширить знания о стадиях развития игровой деятельности детей.
Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования:
Цель работы по самообразованию: расширить знания о стадиях развития игровой деятельности детей.
Актуальность темы
Ознакомление с предметным миром, со свойствами и качествами предметов, овладение способами действий с ними, способность целенаправленно действовать с предметами в соответствии с их назначением - основная функция игровой деятельности ребёнка. Отражение своих знаний о социальном мире, о людях - взрослых и детях, об их взаимоотношениях, способах поведения в различных ситуациях - типично для игры дошкольников.
Сюжетно-ролевые игры - бесконечно разнообразные по сюжету, характеру ролевых взаимоотношений и степени обобщённости отображаемых событий - наиболее значимы для социального развития ребёнка, понимания им жизни общества и своего места в нём. Но сюжетно-ролевые игры не могут возникнуть спонтанно, ни на чём не основываясь. Определённо существует преемственность стадий развития игровой деятельности ребёнка, постепенное совершенствование способов игрового отображения действительности.
Данные педагогических исследований подчёркивают необходимость специального педагогического воздействия для обеспечения правильного и своевременного развития игры. При этом выбор методов педагогического влияния на формирование игровой деятельности должен учитывать возрастные особенности детей, их их физическое, психическое развитие, способности, умения, индивидуальные качества.
В настоящее время замечается некоторое снижение уровня сюжетно-ролевой игры дошкольников. Игра дошкольников всё чаще по различным причинам не достигает высокого уровня развития - сюжетно-ролевой игры, и всё реже отображает те или иные социальные отношения между людьми. Развитие игровой деятельности нередко задерживается на стадии сюжетно-отобразительной игры, свойственной концу раннего возраста. Игровая деятельность при этом остаётся в достаточной мере предметной, лишь количественно отличаясь от игры детей третьего года жизни, и представляет собой часто просто "возню" с игрушками и предметами оборудования. Такая деятельность порою лишь формально подчинена какому-то социальному сюжету, а на первый план для ребёнка выступают действия с предметами.
Но если предметно-практическая деятельность остаётся превалирующей, то отображение социальных отношений в игре задерживается. Ребёнок начинает "застревать" на предметно-практической деятельености, и она начинает тормозить зарождающуюся сюжетно-ролевую игру. В этом случае малыш (конц третьего - начало четвёртого года жизни), имеющий достаточный социальный опыт, умеющий общаться и вполне овладевший необходимыми навыками предметных действий, тем не менее не переходит к игре с социальным содержанием. Он продолжает по-прежнему играть в игрушки, лишь перебирая их или подражая показанным взрослым игровым действиям. Игра обедняется, она непродолжительна, неинтересна. Сюжет, если присутствует, - однообразен, стабилен. Ребёнок не умеет самостоятельно видоизменять игровые действия: переносить их из одной ситуации в другую. Набор используемых предметов и игрушек тоже неизменен - обычно малыши предпочитают те, которые использует при показе взрослый. Введение предметов-заместителей затруднено и редко происходит по собственной инициативе.
Обобщая вышесказанное, следует сделать вывод: ребёнку нужно помочь перейти к сюжетно-ролевой игре. В период смены ведущей деятельности педагог должен прийти ребёнку на помощь. Психолого-педагогическое внимательное воздействие облегчит малышу становление и развитие игры с социальным содержанием, а значит и дальнейшее познание социального мира и способов поведения в нём.
Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования:
1. Изучение методической литературы по теме:
- Богачкина Н.А., Молодцова Е.Е., Огурцова Л.А., Петровская В.Н., Ткаченко И.В. "Ролевые игры для детей"
- Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. "Возрастная психология: курс лекций"
- Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Пронина Н.Ф. "Возрастная и педагогическая психология"
- Сапогова Е.Е. "Психология развития человека"
- Эльконин Д.Б. "Психология игры"
2. Изучение педагогического опыта.
Внедрение в практику:
2. Оформление центра сюжетно-ролевых игр.
Представление опыта работы:
1. Мастер-класс по проведению сюжетно-ролевой игры с детьми 3-4 лет.
4. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.
сюжетно-ролевые игры для детей 2-3 лет
ОтветитьУдалить