суббота, 17 ноября 2012 г.

Пальчиковые игры

Дети дошкольного возраста очень любят пальчиковые игры. Пальчиковые игры не только забавляют детей, помогают создать радостное настроение (что,  согласитесь, тоже немаловажно), но и способствуют развитию речи малышей. Доказано, что тренировка пальцев рук сильно влияет на созревание речевой функции. Причем движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария мозга, а движение пальцами левой руки – правого полушария мозга.
Ниже приводятся варианты пальчиковых игр.

Сорока-белобока
Выполняют круговые движения указательным пальцем правой руки по ладони левой руки:
- Сорока-сорока
- Кашку варила,
- Детишек кормила.
Затем по очереди загибают большой, указательный, средний, безымянный пальцы:
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала,

Покачивая мизинец, говорят:
- А этому не дала:
- Он дров не рубил,

- Воду не носил,
- Каши не варил -
- Ему ничего нет!


Мало кто знает, что любимую всеми "Сороку-белобоку" можно продолжить:

Поглаживая руку ребёнка у запястья, говорят:
Знай наперед:
Здесь водичка холодненька,
Поглаживая в области локтя:
Здесь тепленька,
Поглаживая у плеча:
Здесь горяченька,
Щекотят под мышкой:
А здесь – кипяток, кипяток!

Полезными являются упражнения с пальцами рук на сочетание сжатия, растяжения и расслабления, например:



Замок
Ручки складываются в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы),
- Покрутили (не расцепляя пальцы, одну руку поворачиваете к себе, другую от себя, попеременно меняя их),
- Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью)
- И открыли (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны)!

Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать как широко они открыли замок.

На результативность использования пальчиковой гимнастики сильно влияет эмоциональная и образная окраска упражнений. Различные упражнения можно объединять в один сюжет, при описании которого получается живой рассказ на какую-то тему. Например:

Три медведя
Сидели три медведя (сжимать пальцы рук в кулак и разжимать-3 раза)
В избушке за столом (показать "крышу" над головой  и "стол" перед собой).
Муку они мололи (круговые движения кулачком по по ладошке),
Чтоб печь пирог потом.
Раз-кхе, кхе, два-кхе, кхе (показать указательный палец одной руки, затем другой)
Все испачкались в муке (отряхнуть ладошки).
Нос в муке (потереть нос),
Хвост в муке (показать"хвост"),
Уши в кислом молоке (потереть уши). 

Ягодки
Чуть приподнимите перед собой руку. Пальчики расслаблены, свисают вниз.

С ветки ягодки снимаю (пальцами другой руки поглаживаете пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку)
И в лукошко собираю (обе ладошки складываете перед собой чашечкой).
Будет полное лукошко (одну ладошку, сложенную лодочкой накрываете другой).
Я попробую немножко,
И поем ещё чуть-чуть (одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаём воображаемые ягодки и оправляем их в рот).
Лёгким будет к дому путь! (имитируя ножки, средний и указательный пальчики "убегают").

Дом
Молоточком я стучу (постучать кулачками друг о друга),
Дом построить я хочу (соединить кончики пальцев обеих рук),
Строю я высокий дом (поднять руки с соединёнными пальчиками вверх),
Буду жить я в доме том (похлопать ладошками).

Мы сегодня рисовали
Мы сегодня рисовали (имитируем рисование),
Наши пальчики устали (плавно поднимаем руки перед собой),
Наши пальчики встряхнём (встряхиваем пальчики),
Рисовать опять начнём (имитируем рисование).

Дождик
Дождик, дождик, поливай (указательным пальцем постукиваем по ладони другой),
Будет хлеба каравай (образовать руками перед собой круг),
Будут булки, будут сушки (похлопывать поочерёдно одной ладонью о другую),
Будут вкусные ватрушки (соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая  круг).
Пальчик-мальчик
Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех остальных пальцев начиная с указательного.


Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.

Белка
Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.


Сидит белка на тележке, продает она орешки:
Лисичке-сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.

Помощник
Топором дрова колю (имитируем действия топора, ладошки двигаем вверх-вниз),
А потом пилой пилю (имитировать действия пилы, двигать ладошками вперёд-назад),
Отнесу их бабушке (показать ладошки),
Чтоб испечь оладушки (похлопать ладонями друг о друга).


Маланья
У Маланьи, у старушки (хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху)
Жили в маленькой избушке (показать "крышу" над головой)
Семь сыновей (показать семь пальцев),
Все без бровей (показать брови пальцами),
Вот с такими ушами (расставленные в стороны ладони поднести к ушам),
Вот с такими носами (показать длинный нос двумя ладонями с расставленными в стороны пальцами),
Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы),
Вот с такой бородой (показать руками большую окладистую бороду)!
Они не пили и не ели (одной рукой поднести ко рту "чашку", другой-"ложку"),
На Маланью всё глядели (держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами)
И все делали вот так ...(дети показывают загаданные действия)





     








Комментариев нет:

Отправить комментарий

Если у вас возникли какие-то вопросы, пожелания, можете оставить комментарий.
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё Имя или Ник.
- Нажмите "Продолжить" и напишите всё, что хотели.
- Нажмите "Публикация".