воскресенье, 21 мая 2017 г.

План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Актуальность выбранной темы
Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.
Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине.
Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
В настоящее время приходится всё чаще наблюдать примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к животным и даже близким людям. Под влиянием современных, далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием становления нравственной культуры. Кроме этого, в семье всё реже берут в руки книгу, чтобы вовлечь ребёнка в волшебный мир сказки. Всё чаще дети старшего возраста остаются наедине с  компьютером, телевизором. Поэтому считаю очень важным показать взрослым, как влияют русские народные сказки на формирование нравственных качеств ребёнка.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Цель работы по теме самообразования – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;
- выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;
- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей;
-приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок.

План работы на год
Раздел
Сроки
Содержание работы
Практические выходы
Изучение методической литературы
Сентябрь - май
1. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002.
2. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4.
3. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001
4. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.
5. Шорыгина Т.А. Общительные сказки. М., 2005г
Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).
Работа с детьми
Сентябрь-май
Чтение детям русских народных сказок, беседы по их содержанию.
Литературные вечера
Ноябрь
Знакомство детей с помощью сказок с понятиями добра и зла.
НОД «Спешите делать добро»
Декабрь
Обобщение полученных знаний детей за первое полугодие.
Викторина «В гостях у сказки»
Январь
Чтение сказки «Морозко», разучивание слов, действий.
Театральная постановка сказки «Морозко».
Февраль
Тематические занятия, самостоятельное творчество.
Выставка детского творчества «В стране добра и зла»
Март
Подготовка материала для игр (Игры «Отгадай сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Из какой я сказки?» (на определение сказочного героя), «Сказочное лото»)
Неделя дидактических игр
Апрель
Изготовление волшебных предметов из сказок в творческой мастерской.
Выставка поделок «Волшебные помощники»
Работа с семьёй
Сентябрь
Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы.
Пополнение группы книгами с русскими народными сказками, дисками с мультфильмами по русским народным сказкам.
Оформление театрального уголка по мотивам русских народных сказок.
Октябрь
Консультация «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка».
Информация в уголке для родителей.
Ноябрь
Совместное творчество ребёнка и взрослого.
Выставка рисунков «Наша любимая сказка»
Январь
Привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях в ДОУ.
Совместный досуг «Сказка  ложь, да в ней намёк…»
Апрель
Консультация «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой».
Папка-передвижка в уголке для родителей.
Май
Подготовка фотографий для презентации.
Презентация на родительском собрании «Дорогой добрых дел»
Самореализация
Сентябрь-октябрь
Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников.
Составление конспектов нод; оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультаций.
Ноябрь
Подготовка консультации для педагогов ДОУ «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей».
Выступление на педагогическом совете.
Февраль
Презентация из опыта работы «Воспитание сказкой».
Выступление на семинаре-практикуме.
Май
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.
Выступление на педсовете.


                     

1 комментарий:

Если у вас возникли какие-то вопросы, пожелания, можете оставить комментарий.
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё Имя или Ник.
- Нажмите "Продолжить" и напишите всё, что хотели.
- Нажмите "Публикация".

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.