Актуальность темы
Всем известно, что художественная литература служит
действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания
детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
В настоящее время актуальна проблема приобщения детей
дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье
есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать
своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления
ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания
дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным
наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной
литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой
умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Как показал анализ практики приобщения детей к
художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с
художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также
затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная
потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников
художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и
творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного
языка.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к
художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички,
приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и
объясняют ребенку жизнь общества и
природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература
развивает мышление и воображение
ребенка, обогащает его эмоции.
Следует помнить, что художественная литература является
основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает
речь, прививает любовь к Родине, к природе.
В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся
собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших
его сторон». Трудно не согласится со словами В. Г Белинского, так как
художественное слово влияет на приобщение детей развитию культуры речи, также
на это указывали многие педагоги, психологи и лингвисты.
Художественная литература открывает и объясняет жизнь
общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного
произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают
ребенка эмоциями.
Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник
знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение
воспринимать художественное произведение и элементы художественной
выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и
воспитывать с детства.
Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в
том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с
ребенком.
Особенно важно донести до современных родителей, какое
значение оказывает книга на развитие ребёнка.
Цель работы по теме
самообразования: обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного
возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе,
повысить своё профессиональное мастерство.
Задачи:
- проанализировать методическую литературу по данной теме;
- повысить собственный уровень знаний путём изучения
необходимой литературы;
- развивать интерес родителей к совместной работе в данном
направлении;
- составить картотеку игр-драматизаций с использованием
художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих
способностей.
- разработать серию наблюдений в природе для детей
дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют
воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению
чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса.
- создать условия для эстетического развития через
пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).
План работы на год
Раздел
|
Сроки
|
Содержание работы
|
Практические выходы
|
Изучение методической литературы
|
Сентябрь - май
|
1. Боголюбская М. К., Шевченко В.
В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М.,
«Просвещение», 1970.
2. Гербова В.В., Приобщение детей
к художественной литературе. Программа и методические рекомендации.
Мозаика-Синтез. Москва, 2008.
3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б.,
Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.
4. Карпинская Н. С. Художественное
слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.
5. Найденов Б. С. Выразительность
речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.
6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В.
Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.
|
Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
|
Работа с детьми
|
Сентябрь-май
|
Чтение воспитателя по книге или
наизусть, рассказывание художественных произведений.
|
Ежедневный вечер чтения.
|
Ноябрь
|
Чтение сказок А.С. Пушкина.
|
Выставка рисунков по сказкам А.С.
Пушкина.
|
|
Январь
|
Чтение и придумывание загадок,
скороговорок и считалок.
|
Конкурс «Кто больше, загадок,
скороговорок, считалок знает?»
|
|
Март
|
Чтение любимых стихотворений.
|
Развлечение «Расскажи стихи
руками»
|
|
Апрель
|
Игры-драматизации по мотивам
любимых художественных произведений.
|
Спектакль с участием детей по
мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей».
|
|
Май
|
Чтение произведений о Родине,
Великой Отечественной войне, её героях.
|
Вечер памяти.
|
|
Работа с семьёй
|
Сентябрь
|
Консультация «Насколько важно
читать ребёнку»
|
Информация в уголке для
любознательных родителей.
|
Октябрь
|
Привлечение родителей к участию в
жизни детского сада.
|
Семейный конкурс «Папа, мама, я –
читающая семья».
|
|
Январь
|
Открытый показ образовательной
деятельности на тему «Чтение сказки В.Сутеева «Палочка-выручалочка»»
|
День открытых дверей.
|
|
Апрель
|
Подготовка фотографий детей во
время инсценирования ими художественных произведений, чтения стихов на
утренниках, рассматривания книг.
|
Фотовыставка «Наши юные таланты»
|
|
Самореализация
|
Сентябрь
|
Подбор произведений художественной
литературы для чтения детям по темам недель.
|
Список произведений художественной
литературы для чтения детям по темам недель.
|
Ноябрь
|
Консультация для педагогов ДОУ «Художественная
литература как средство всестороннего развития ребёнка».
|
Выступление на педагогическом
совете.
|
|
Февраль
|
Доклад и презентация по теме «Воспитание
этических норм у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».
|
Выступление на
семинаре-практикуме.
|
|
Май
|
Отчёт о проделанной работе по теме
самообразования на итоговом педсовете.
|
Выступление на педсовете.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Если у вас возникли какие-то вопросы, пожелания, можете оставить комментарий.
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё Имя или Ник.
- Нажмите "Продолжить" и напишите всё, что хотели.
- Нажмите "Публикация".
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.