Актуальность темы
Всем известно, что художественная литература служит
действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания
детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
В настоящее время актуальна проблема приобщения детей
дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье
есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать
своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления
ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания
дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным
наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной
литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой
умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Как показал анализ практики приобщения детей к
художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с
художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также
затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная
потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников
художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и
творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного
языка.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к
художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички,
приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и
объясняют  ребенку жизнь общества и
природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература
развивает мышление и  воображение
ребенка, обогащает его эмоции.
Следует помнить, что художественная литература является
основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает
речь, прививает любовь к Родине, к природе.
В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся
собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших
его сторон». Трудно не согласится со словами В. Г Белинского, так как
художественное слово влияет на приобщение детей развитию культуры речи, также
на это указывали многие педагоги, психологи и лингвисты.
Художественная литература открывает и объясняет жизнь
общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного
произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают
ребенка эмоциями.
Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник
знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение
воспринимать художественное произведение и элементы художественной
выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и
воспитывать с детства.
Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в
том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с
ребенком. 
Особенно важно донести до современных родителей, какое
значение оказывает книга на развитие ребёнка.
Цель работы по теме
самообразования:   обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного
возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе,
повысить своё профессиональное мастерство.
Задачи:
- проанализировать методическую литературу по данной теме;
- повысить собственный уровень знаний путём изучения
необходимой литературы;
- развивать интерес родителей к совместной работе в данном
направлении;
- составить картотеку игр-драматизаций с использованием
художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих
способностей.
- разработать серию наблюдений в природе для детей
дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют
воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению
чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса.
- создать условия для эстетического развития через
пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).
План работы на год
| 
Раздел | 
Сроки | 
Содержание работы | 
Практические выходы | 
| 
Изучение методической литературы | 
Сентябрь - май | 
1. Боголюбская М. К., Шевченко В.
  В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М.,
  «Просвещение», 1970.  
2. Гербова В.В., Приобщение детей
  к художественной литературе. Программа и методические рекомендации.
  Мозаика-Синтез. Москва, 2008. 
3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б.,
  Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999. 
4. Карпинская Н. С. Художественное
  слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972. 
5. Найденов Б. С. Выразительность
  речи и чтения. М., «Просвещение», 1969. 
6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В.
  Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998. | 
Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию). | 
| 
Работа с детьми | 
Сентябрь-май | 
Чтение воспитателя по книге или
  наизусть, рассказывание художественных произведений.  | 
Ежедневный вечер чтения. | 
| 
Ноябрь | 
Чтение сказок А.С. Пушкина. | 
Выставка рисунков по сказкам А.С.
  Пушкина. | |
| 
Январь | 
Чтение и придумывание загадок,
  скороговорок и считалок. | 
Конкурс «Кто больше, загадок,
  скороговорок, считалок знает?» | |
| 
Март | 
Чтение любимых стихотворений. | 
Развлечение «Расскажи стихи
  руками» | |
| 
Апрель | 
Игры-драматизации по мотивам
  любимых художественных произведений. | 
Спектакль с участием детей по
  мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей». | |
| 
Май | 
Чтение произведений о Родине,
  Великой Отечественной войне, её героях. | 
Вечер памяти. | |
| 
Работа с семьёй | 
Сентябрь | 
Консультация «Насколько важно
  читать ребёнку» | 
Информация в уголке для
  любознательных родителей. | 
| 
Октябрь | 
Привлечение родителей к участию в
  жизни детского сада. | 
Семейный конкурс «Папа, мама, я –
  читающая семья». | |
| 
Январь | 
Открытый показ образовательной
  деятельности на тему «Чтение сказки В.Сутеева «Палочка-выручалочка»» | 
День открытых дверей. | |
| 
Апрель | 
Подготовка фотографий детей во
  время инсценирования ими художественных произведений, чтения стихов на
  утренниках, рассматривания книг. | 
Фотовыставка «Наши юные таланты» | |
| 
Самореализация | 
Сентябрь | 
Подбор произведений художественной
  литературы для чтения детям по темам недель. | 
Список произведений художественной
  литературы для чтения детям по темам недель. | 
| 
Ноябрь | 
Консультация для педагогов ДОУ «Художественная
  литература как средство всестороннего развития ребёнка». | 
Выступление на педагогическом
  совете. | |
| 
Февраль  | 
Доклад и презентация по теме «Воспитание
  этических норм у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».
   | 
Выступление на
  семинаре-практикуме. | |
| 
Май | 
Отчёт о проделанной работе по теме
  самообразования на итоговом педсовете. | 
Выступление на педсовете. | 
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Если у вас возникли какие-то вопросы, пожелания, можете оставить комментарий.
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё Имя или Ник.
- Нажмите "Продолжить" и напишите всё, что хотели.
- Нажмите "Публикация".
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.