Актуальность темы
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь
окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений,
действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он
знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает
в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет
его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является
одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность,
способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится
для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт
заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы
детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в
исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно,
открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно
давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша,
открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы
творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном
учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать,
по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного
возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской
деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе
формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы
дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому,
чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка
к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения.
Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает
возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить
свои представления о мире.
Цель работы по теме
самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской
деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного,
творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития
познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Задачи:
-изучить методики, технологии по
познавательно-исследовательской деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской
активности детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность,
пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
-развивать познавательную активность детей в процессе
экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать,
обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования,
установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
План работы на год
Раздел
|
Сроки
|
Содержание работы
|
Практические выходы
|
Изучение методической литературы
|
Сентябрь - май
|
1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о
природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа
по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера
2005 г.
4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом:
занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
5. Иванова А.И. Методика организации экологических
наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч,
1997. - №2
7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых
детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
8. Экспериментальная деятельность детей 4-6
лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
|
Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
|
Работа с детьми
|
Сентябрь
|
Исследование свойств песка и глины во
время игровой деятельности на прогулке.
|
Опыты с песком и глиной.
|
Ноябрь
|
Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности,
в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.
|
Опыты с водой.
|
|
Январь
|
Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях,
в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.
|
Опыты с воздухом.
|
|
Март
|
Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности,
во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.
|
Опыты с магнитом.
|
|
Апрель
|
Наблюдение за комнатными растениями, изучение
условий для оптимального развития и роста растений.
|
Опыты «С водой и без воды», «На свету и
в темноте».
|
|
Работа с семьёй
|
Сентябрь
|
Привлечение родителей к созданию уголка «Юные
исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал.
|
Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».
|
Октябрь
|
Консультация для родителей на тему «Организация
детского экспериментирования в домашних условиях».
|
Газета для любознательных родителей.
|
|
Январь
|
Открытый показ образовательной деятельности «Царство
трёх ветров»
|
День открытых дверей.
|
|
Май
|
Подготовка фотографий детей во время экспериментирования,
познавательно-исследовательской деятельности.
|
Фотовыставка «Юные исследователи».
|
|
Самореализация
|
Сентябрь-май
|
Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.
|
Картотека опытов и экспериментов для
детей 5-6 лет.
|
Ноябрь
|
Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской
деятельности в развитии ребенка».
|
Выступление на педагогическом совете.
|
|
Февраль
|
Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями
по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».
|
Выступление на семинаре-практикуме.
|
|
Май
|
Выступление на педсовете.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Если у вас возникли какие-то вопросы, пожелания, можете оставить комментарий.
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё Имя или Ник.
- Нажмите "Продолжить" и напишите всё, что хотели.
- Нажмите "Публикация".
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.