вторник, 6 июля 2021 г.

План самообразования по теме «Пересказ художественных произведений с помощью картинок в старшей группе детского сада»

Актуальность темы

В настоящее время педагоги сталкиваются с тем, что многие дети имеют небольшой словарный запас, не умеют согласовывать слова в предложении, у них нарушено звукопроизношение.  Возникает потребность научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.

Всем известно, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление и память, запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Систематичное обучение пересказу может поспособствовать обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом происходит совершенствование структуры речи и произношения, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Сформированность умений воспринять и понять прочитанный текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать небольшие произведения помогут ребёнку в последующем успешном обучении в школе.

Ведь известно, что монологическая речь – один из ведущих в школьном обучении вид речевой деятельности. Этот вид речи достаточно сложен для ребёнка, особенно дошкольного возраста. Монологическая речь отличается развернутостью, опирается на логическое мышление, требует напряжения памяти и внимания, умения пользоваться полными распространёнными предложениями, значительным словарём.

Таким образом, работа по развитию монологической речи с помощью пересказа художественных произведений по картинкам особенно актуальна в старших группах детского сада.

Цель работы по теме самообразования:  совершенствовать своё профессиональное мастерство путём работы над темой самообразования.

Задачи:

-изучить и проанализировать методическую литературу по теме самообразования;

-создать условия для совершенствования речи и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста;

-повысить компетентность родителей в вопросах, связанных с речевым развитием старших дошкольников.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1.                Гризик Т.И., Ерофеева Т.И. «Говорим правильно. Рассказываем, сочиняем».

2.                Гуськова А.А. «Обучение детей пересказыванию».

3.                Куликовская Т.А. «Сказки-пересказки».

4.                Сидорчук Т.С., Лелюх С.В. «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине».

5.                Ткаченко Т.А. «Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам».

Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).

Работа с детьми

Сентябрь

Чтение детской художественной литературы, беседы по прочитанным произведениям.

Игра-путешествие «Путешествие в мир книг»

Октябрь-ноябрь

Чтение и пересказ русских народных сказок «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка».

Игры-драматизации, инсценировки по прочитанным произведениям.

Декабрь

Чтение и пересказ коротких рассказов о животных (В.Бианки, Н.Сладков, Г.Скребицкий)

Дидактическая игра «Придумай продолжение»

Январь

Подготовка к открытому занятию по мотивам прочитанных произведений о птицах.

Открытое занятие «Зимующие птицы»

Март

Знакомство с произведениями В.Драгунского, Н.Носова.

Постановка и съёмка фильма для детей младшей группы.

Апрель

Чтение и пересказ сказок зарубежных писателей.

Конкурс рисунков, иллюстрирующих сказки.

Работа с семьёй

Сентябрь

Консультация «Речь ребёнка старшего дошкольного возраста».

Выступление на родительском собрании.

Октябрь

Подготовка памяток для родителей.

Памятки для родителей «Как научить ребёнка пересказывать».

Ноябрь

Подготовка костюмов, масок, атрибутов для инсценирования сказок.

Совместный досуг «Угадай сказку».

Февраль

Подготовка информации для папки-передвижки.

Папка-передвижка в уголке для родителей «Пересказ как один из способов развития памяти и речи».

Апрель

Подготовка буклета для родителей

Буклет «Список книг для чтения Вашим детям»

Май

Подготовка презентации «Наши успехи».

Презентация на итоговом родительском собрании.

Самореализация

Сентябрь-май

Подбор иллюстраций, сюжетных картинок, плакатов в помощь для обучения детей пересказу.

Сбор и классификация наглядного материала.

Ноябрь

Консультация для педагогов ДОУ «Обучение старших дошкольников пересказу».

Выступление на педагогическом совете.

Февраль

Мастер-класс «Перескажи сказку».

Выступление на семинаре-практикуме.

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на итоговом педсовете.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Если у вас возникли какие-то вопросы, пожелания, можете оставить комментарий.
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё Имя или Ник.
- Нажмите "Продолжить" и напишите всё, что хотели.
- Нажмите "Публикация".

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.