среда, 30 июня 2021 г.

План самообразования на тему "Экологическое развитие детей в старшей группе детского сада"

 Актуальность темы

В настоящее время созрела необходимость в повышении экологической сознательности каждого человека, ведь экологическая обстановка во всём мире неизбежно ухудшается. Одной из острых проблем человечества становится потребительское отношение человека к природе. Люди забирают у природы её богатства, взамен только засоряя Землю, уничтожая растения и животных. Окружающая нас среда нуждается в охране и разумному к ней отношению.

В дошкольном возрасте формируются представления о природе, происходит становление экологического сознания. Поэтому важно, чтобы дети с самых малых лет проявляли уважение к природе, всему живому, учились беречь природные богатства, осознанно помогать окружающему миру. Целью экологического образования дошкольников является формирование экологической культуры – экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности; создание комфортных условий для прогулок детей, благоустройство и озеленение прогулочных площадок. В соответствии с этим выделяются основные задачи: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия; формирование знаний о природе; развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение.

При организации работы по экологическому образованию следует учитывать региональный компонент т.е. ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе. Для эффективного обучения нужно постоянно поддерживать связь между ознакомлением с природой и другими видами деятельности – изобразительной, музыкальной, трудовой, чтением художественной литературы и т. д.

Важно уделить внимание организации предметно-развивающей среды.  Для углубленного ознакомления детей с природой целесообразно использовать пространственную среду: огород, сад, цветники, экологические тропы.

Также к проблемам экологии и экологическому воспитанию детей нужно привлекать родителей.  Ведь именно семья даёт детям первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира.  Педагоги, в свою очередь, должны давать ребёнку позитивный настрой на жизнь, ориентир на истинные ценности, на созидание и творчество, и осуществлять это в едином непрерывном процессе воспитания, развития, обучения.

Немаловажным является то, что общаясь с природой, дети развивают свои творческие способности; учатся дружить, доброжелательно относиться к людям, животным, растениям, замечать красоту вокруг себя и приумножать прекрасное.

Цель: изучение и обобщение опыта по данной теме, повышение своего профессионального мастерства по вопросу экологического развития старших дошкольников.

Задачи:

-создание благоприятной среды для экологического развития детей;

-организация совместной деятельности с родителями воспитанников по экологическому развитию детей;

-оформление собственного опыта по данной теме и его трансляция.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1.                Аксёнова З.Ф. «Войди в природу другом».

2.                Воронкова О.А. «Добро пожаловать в экологию».

3.                Гаврина С.Е. «Подружись с природой».

4.                Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду».

5.                Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. «Мир природы и ребёнок: Методика экологического воспитания дошкольников».

6.                Николаева С.Н. «Эколог в детском саду»

7.                Серебрякова Т.А. «Экологическое образование в дошкольном возрасте».

8.                Чернякова В.Н. «Экологическая работа в ДОУ»

Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию)

Работа с детьми

Сентябрь

Создание предметно-развивающей среды в группе.

Уголок природы.

Сентябрь-май

Беседы, образовательная и трудовая деятельность, наблюдения, игры, направленные на экологическое развитие детей.

Долгосрочный проект «Защитники природы».

Октябрь

Подготовка к развлечению «Золотая осень»

Развлечение «Золотая осень».

Ноябрь

Подготовка к конкурсу чтецов стихов о природе.

Конкурс чтецов стихов о природе «О природе с любовью».

Декабрь

Изготовление и развешивание кормушек.

Муниципальная акция «Покормите птиц зимой!»

Январь

Подготовка к вечеру загадок «Птичий базар».

Вечер загадок о птицах «Птичий базар».

Март

Подготовка к конкурсу рисунков «Земля – родной наш дом».

Конкурс рисунков «Земля  - родной наш дом».

Апрель

Обустройство огорода на подоконнике.

Участие в конкурсе между группами детского сада «Лучший огород на подоконнике».

Работа с семьёй

Сентябрь

Консультация «Экологическое развитие ребёнка начинается в семье»

Выступление на родительском собрании.

Октябрь

Подготовка к выставке конкурсных работ «Осень – яркая пора!»

Конкурс поделок из природного материала «Осень –яркая пора!»

Декабрь

Приглашение родителей к участию в конкурсе кормушек.

Конкурс «Лучшая кормушка».

Февраль

Подготовка к совместному проекту.

Краткосрочный проект «Народные приметы».

Апрель-май

Трудовая деятельность по уборке и благоустройству участка детского сада, цветника, огорода.

Экологическая акция «Будь природе другом».

Май

Подготовка к акции «Посади дерево».

Акция «Посади дерево».

Самореализация

Сентябрь-май

Сбор информации для создания картотеки наблюдений, трудовых поручений, экологических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека наблюдений, трудовых поручений, экологических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Ноябрь

Подготовка к педсовету с выступлением на тему «Экологическое развитие дошкольников».

Выступление на педсовете по теме «Экологическое развитие дошкольников»

Март

Подготовка к семинару-практикуму.

Выступление на районном семинаре-практикуме на тему «Экологические игры в детском саду»

Май

Обобщение опыта по изученной теме.

Выступление на итоговом педсовете.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Если у вас возникли какие-то вопросы, пожелания, можете оставить комментарий.
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё Имя или Ник.
- Нажмите "Продолжить" и напишите всё, что хотели.
- Нажмите "Публикация".

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.