Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка,
особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьезное дело. В
игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности
личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра
- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А.Сухомлинский
Работа по формированию у дошкольников элементарных
математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе.
Детей в подготовительной к школе группе знакомят со способами установления
количественных и пространственных отношений между предметами, учат считать,
складывать и вычитать, измерять длину, ширину, высоту предметов и объём жидких
и сыпучих веществ, обследовать форму предметов, ориентироваться в пространстве
и во времени. Задача воспитателя при этом – способствовать усвоению знаний,
предусмотренных программой, развивать у детей интерес к математике, развивать
самостоятельность и гибкость мышления, смекалку и сообразительность, умение
делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений.
Дидактическая игра, используемая на занятии математикой,
делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным.
Дидактические игры и упражнения, проведённые вне занятий, способствуют
закреплению изученного материала, углублению полученных знаний, расширению математических
представлений.
Считаю важным на протяжении всего последнего года обучения в
детском саду использовать в работе с детьми дидактические игры и упражнения,
уделять должное внимание математическому развитию будущих школьников.
Цель работы по самообразованию: совершенствование
профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по
данной теме.
Задачи:
-изучить и систематизировать теоретический и практический
материал по теме;
-составить картотеку дидактических игр для детей подготовительной
к школе группы;
-развивать интерес родителей к совместной работе по вопросу
математической подготовки детей к школе.
План работы на год
Раздел
|
Сроки
|
Содержание работы
|
Практические выходы
|
Изучение методической литературы
|
Сентябрь - май
|
1. Арапова-Пискунова Н.А.
«Формирование элементарных математических представлений в детском саду»,
Мозаика-Синтез, Москва, 2008.
2. Беженова М.А. «Веселая
математика» Донецк «Сталкер», 2000
3. Метлина Л.С. «Занятия по
математике в детском саду», Москва «Просвещение», 1985.
4. Смоленцева А.А. «Сюжетно-дидактические
игры с математическим содержанием», Москва, «Просвещение», 1987.
|
Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
|
Работа с детьми
|
Сентябрь
|
Сюжетно-дидактические игры с
математическим содержанием.
|
Совместная и самостоятельная игровая
деятельность.
|
Октябрь
|
Дидактические игры и упражнения на
закрепление понятия «количество».
|
Совместная и самостоятельная
игровая деятельность.
|
|
Ноябрь
|
Дидактические игры и упражнения на
закрепление понятия «величина».
|
Совместная и самостоятельная
игровая деятельность.
|
|
Декабрь
|
Дидактические игры и упражнения на
закрепление понятия «форма».
|
Совместная и самостоятельная
игровая деятельность.
|
|
Январь
|
Дидактические игры и упражнения на
закрепление умения ориентироваться в пространстве.
|
Совместная и самостоятельная
игровая деятельность.
|
|
Февраль
|
Дидактические игры и упражнения на
закрепление умения ориентироваться во времени.
|
Совместная и самостоятельная
игровая деятельность.
|
|
Март
|
Дидактические игры и упражнения на
закрепление изученного материала.
|
Совместная и самостоятельная
игровая деятельность.
|
|
Апрель
|
Дидактические игры и упражнения на
закрепление изученного материала.
|
Совместная и самостоятельная
игровая деятельность.
|
|
Май
|
Дидактические игры и упражнения на
закрепление изученного материала.
|
Совместная и самостоятельная
игровая деятельность.
|
|
Работа с семьёй
|
Сентябрь
|
Анкетирование «Математика для
развития Вашего ребёнка».
|
Выявление знаний родителей о
важности математического обучения. Сбор пожеланий, идей для корректировки
плана работы с родителями.
|
Октябрь
|
Консультация для родителей
«Веселая математика дома». |
Информация в уголке для
любознательных родителей.
|
|
Ноябрь
|
Подготовка к проведению
мастер-класса (сбор информации, составление конспекта, подготовка материала и
оборудования, подготовка перечня литературы и интернет-ресурсов для
самостоятельного получения родителями дополнительной информации).
|
Мастер-класс «Формирование
математических способностей детей дошкольного возраста с помощью дидактических
игр и упражнений»
|
|
Январь
|
Привлечение родителей к созданию
дидактических игр своими руками.
|
Конкурс «Лучшая математическая
игра своими руками».
|
|
Март
|
Открытый показ образовательной
деятельности «Как помочь Буратино?»
|
День открытых дверей.
|
|
Май
|
Подготовка информации к отчёту
(сбор информации, фотографий).
|
Отчёт «Математика в детском саду»
|
|
Самореализация
|
Сентябрь-май
|
Сбор информации для составления
картотеки дидактических игр.
|
Составление картотеки
дидактических игр.
|
Ноябрь
|
Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в процессе
формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного
возраста».
|
Выступление на педсовете.
|
|
Февраль
|
Мастер-класс «Дидактические игры
для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
|
Выступление на
семинаре-практикуме.
|
|
Май
|
Отчёт о результатах работы по теме
самообразования.
|
Выступление на итоговом педсовете.
|
Большое спасибо, очень нужная тема и очень интересный материал.
ОтветитьУдалить