В 2015-2016 учебном
году мною была изучена тема «Познавательно-исследовательская деятельность детей
старшего дошкольного возраста».
Целью работы по
самообразованию было: создать оптимальные условия для развития
познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы
интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия
педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности
старших дошкольников.
-изучить методики, технологии по
познавательно-исследовательской деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской
активности детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность,
пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
-развивать познавательную активность детей в процессе
экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать,
анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе
экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение
делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
В течение года я изучала следующую литературу:
Виноградова Н.Ф. Рассказы-загадки о природе, Вентана-Граф,
2007 г.
Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по
организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005
г.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и
эксперименты для дошкольников. М., 2005.
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и
заботливых родителей. СПб., 1998.
Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта
работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Благодаря изученной литературе, мне удалось составить
картотеки опытов с песком и глиной, с водой, с воздухом, с магнитом, которые помогли
мне в работе с детьми старшей группы. Также изученная литература помогла мне в
подготовке материала для родителей, для педагогов.
С помощью родителей в начале учебного года в группе был
создан и оборудован уголок «Юные исследователи». Уголок представляет собой три
полки, на которых расположен материал
для проведения опытов и экспериментов. Материалы и оборудование нашего уголка:
коробочки и баночки с природным материалом – землёй, песком – речным и
карьерным, глиной разного цвета, шишками от разных деревьев (ели, сосны,
лиственницы, кипариса), плодами каштана, камешками разных форм, размеров и
цветов, ракушками – морскими и речными. Также в уголке есть открытки с
изображением экзотических растений и пресмыкающихся и земноводных. Бутылки,
стаканы разных размеров, полиэтиленовые плёнки, резинки, формочки для льда, деревянные
и металлические палочки, магниты, водяные мельницы – всё это помогало проводить
опыты и эксперименты в течение всего учебного года. Особый интерес у детей
вызывал природный материал, который они самостоятельно брали, рассматривали и изучали. В течение всего года периодически
выходила «Газета для любознательных родителей», из которой родители узнавали об
организации детского экспериментирования в домашних условиях, видели фотографии
своих детей во время проведения опытов и экспериментов в детском саду, получали
консультации по вопросам развития любознательности и познавательного интереса
ребят. Также в январе в нашей группе проходил день открытых дверей, где
родители смогли посмотреть и поучаствовать в образовательной деятельности по
теме «Царство трёх ветров».
В течение года я не только получала знания по данной теме,
но я делилась ими со своими коллегами во время выступлений на педагогическом
совете, на семинаре-практикуме.
В результате работы над темой самообразования мне удалось не
только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у
некоторых родителей к исследованиям и
познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской
деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской
деятельности детей старшей группы. Дети стали чаще задавать вопросы о природных
явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на
прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные
материалы, которыми они стремятся пополнить наш уголок «Юный исследователь».
Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к
познавательно-исследовательской деятельности, т.к. она способствует развитию
детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые
познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Если у вас возникли какие-то вопросы, пожелания, можете оставить комментарий.
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё Имя или Ник.
- Нажмите "Продолжить" и напишите всё, что хотели.
- Нажмите "Публикация".
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.