Актуальность выбранной темы
Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне
развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности
дошкольника происходит в семье и детском саду.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике
как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой
нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный
облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах
его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из
существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора,
определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной
культуры.
Старший дошкольный возраст - важный этап становления
морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных
отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к
их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения
между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине.
Сказка является мощным средством, помогающим формировать
моральные качества ребёнка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и
зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы,
выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и
явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым
инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
В настоящее время приходится всё чаще наблюдать примеры
детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к
животным и даже близким людям. Под влиянием современных, далеко не нравственных
мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах: о
доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит
формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим
условием становления нравственной культуры. Кроме этого, в семье всё реже берут
в руки книгу, чтобы вовлечь ребёнка в волшебный мир сказки. Всё чаще дети
старшего возраста остаются наедине с
компьютером, телевизором. Поэтому считаю очень важным показать взрослым,
как влияют русские народные сказки на формирование нравственных качеств
ребёнка.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы
родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети
получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных
сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей,
раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые
чувства.
Цель работы по теме
самообразования – изучение влияния русских народных сказок на развитие
нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме
использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у
старших дошкольников;
- выявить особенности нравственного воспитания в старшем
дошкольном возрасте;
- создать необходимые условия для знакомства детей с
русскими народными сказками;
- определить эффективность использования русских народных
сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной
деятельности детей;
-приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью
русских народных сказок.
План работы на год
Раздел
|
Сроки
|
Содержание работы
|
Практические выходы
|
Изучение методической литературы
|
Сентябрь - май
|
1. Нравственное воспитание в
детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002.
2. Соловейчик, С.Л. Нравственное
воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - №
4.
3. Сказка как источник творчества
детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001
4. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д.
Практикум по сказкотерапии.
5. Шорыгина Т.А. Общительные
сказки. М., 2005г
|
Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
|
Работа с детьми
|
Сентябрь-май
|
Чтение детям русских народных
сказок, беседы по их содержанию.
|
Литературные вечера
|
Ноябрь
|
Знакомство детей с помощью сказок
с понятиями добра и зла.
|
НОД «Спешите делать добро»
|
|
Декабрь
|
Обобщение полученных знаний детей
за первое полугодие.
|
Викторина «В гостях у сказки»
|
|
Январь
|
Чтение сказки «Морозко»,
разучивание слов, действий.
|
Театральная постановка сказки «Морозко».
|
|
Февраль
|
Тематические занятия,
самостоятельное творчество.
|
Выставка детского творчества «В
стране добра и зла»
|
|
Март
|
Подготовка материала для игр (Игры
«Отгадай сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Из какой я сказки?»
(на определение сказочного героя), «Сказочное лото»)
|
Неделя дидактических игр
|
|
Апрель
|
Изготовление волшебных предметов
из сказок в творческой мастерской.
|
Выставка поделок «Волшебные
помощники»
|
|
Работа с семьёй
|
Сентябрь
|
Привлечение родителей к благоустройству
и оформлению группы.
|
Пополнение группы книгами с
русскими народными сказками, дисками с мультфильмами по русским народным
сказкам.
|
Оформление театрального уголка по
мотивам русских народных сказок.
|
|||
Октябрь
|
Консультация «Сказка, как средство
нравственного воспитания ребенка».
|
Информация в уголке для родителей.
|
|
Ноябрь
|
Совместное творчество ребёнка и
взрослого.
|
Выставка рисунков «Наша любимая
сказка»
|
|
Январь
|
Привлечение родителей к участию в
совместных мероприятиях в ДОУ.
|
Совместный досуг «Сказка ложь, да в ней намёк…»
|
|
Апрель
|
Консультация «Воспитание сказкой –
радость встречи с книгой».
|
Папка-передвижка в уголке для
родителей.
|
|
Май
|
Подготовка фотографий для
презентации.
|
Презентация на родительском
собрании «Дорогой добрых дел»
|
|
Самореализация
|
Сентябрь-октябрь
|
Разработка методических материалов
по формированию нравственных качеств у дошкольников.
|
Составление конспектов нод; оформление
папок-передвижек; подготовка материалов для консультаций.
|
Ноябрь
|
Подготовка консультации для
педагогов ДОУ «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания
детей».
|
Выступление на педагогическом
совете.
|
|
Февраль
|
Презентация из опыта работы
«Воспитание сказкой».
|
Выступление на
семинаре-практикуме.
|
|
Май
|
Отчёт о проделанной работе по теме
самообразования на итоговом педсовете.
|
Выступление на педсовете.
|
Добрый вечер! Как скачать?
ОтветитьУдалить